Сборка и настройка домашней аудиосистемы. От стерео к мультиканалу.

В связи с переездом в собственное жилище, первым делом встал вопрос о перевозке и расстановке аппаратуры.

Вылилось это всё в некий наглядный материал, который будет особенно интересен тем, кто планирует обзавестись и грамотно настроить собственную аудиосистему, а уверенным энтузиастам аудио — проверить и возможно пересмотреть свой сетап.

audiofil1

Переть накопленное годами и трудами хозяйство с другого конца Москвы в одни руки оказалось сложно. Поэтому решено было выстраивать систему по кирпичику, перевозя покомплектно, закрывая этап за этапом. Взять на первое время стерео комплект без транспорта. Сделать первый этап акустической подготовки помещения своими силами. Затем довезти «правильный» CD транспорт, проапгрейдить до трифоника, собрать мультирум, перейти на тёплое семидесятническое квадро. Ну а уже совсем в конце добить мультиканальную систему под домашний кинотеатр.

Часть первая. Стерео.

12_canton_reference

Дано: Ресивер Denon AVR-3808 + фронтальная трёх-полосная акустика Canton Ergo 92

С подключением стерео проблем никаких нет. Отключаем всякие свистелки-перделки, эквалайзеры и видео-конверторы. Совершенно не понимаю зачем Hi-Fi-ной технике эти бытовые пережитки китайской электроники(они только гробят звук). На Denon это легко делается нажатием кнопочки direct — она отключает всю эту лишнюю хрень и оставляет слушателя наедине с честной стерео парой. Ну и не забываем, что нельзя располагать акустику в углах и близко к стенам.

Лирическое отступление о покупке АС.

Акустика бралась под Заппу времён Grand & Petite Wazoo orchestra. Конечно уже можно было установить что-либо из класса High-End, но в результате двухмесячных прослушиваний всех предложений на рынке акустических систем за исключением невразумительных полочников и огромных гробов для размещения в гараже на пять автомобилей, я пришёл к выводу, что мой Canton Ergo играет Заппу лучше чем все победители тестирований и акустики дороже на порядок, необычайно сильна позициями на «камерной» музыке и остановился на них. В инете можно прочесть, что Заппу хорошо играет Dali и прочую поебень. Не верьте им! В моём случае (вопреки всем советам у меня был итоговый выбор между Canton и Tannoy), Dali, как и активно пиаренный всякими ангажированными мудаками B&W, отсеялись в числе первых.
Отсюда избитая мораль — не в цене дело. Любимый звук — дело индивидуальное! По этой же причине, покупка акустики по отзывам, ощущениям возимого с собой эксперта, известной марке или по лейблам «лучшая покупка», «пять звёзд» итп — самое идиотское занятие, которое можно себе представить.
Главное ездить с правильными записями, их вам уже могут подсказать эксперты.

audirvana

За неимением под рукой корректного транспорта — использовалась цифра с ноута. DAC в ресивере у меня весьма неплохой, так что сойдёт. Итак, всё подключил. Плеер — Audirvana Plus, который перехватывает все аудиопотоки ОС на себя и обеспечивает чистый stream out.

Аудиофильский прогон не имеет никакого смысла без упоминания о референсном материале. Что будем слушать спросите вы?

True_Audiophile_by_surrealeye

Всякие спец диски муз.журналов отметаем сразу. Нопфлера в топку. Слушать надо на том, что сам собираешься гонять до дыр. Естественно это «то» должно быть в должной мере быть музыкально захватывающим и позаковыристей.

На самый ответственный этап я беру многократно проверенные временем и меняющимися с возрастом и опытом предпочтениями записи:

  1. Frank Zappa The Grand Wazoo

    Под рукой не оказалось Ryko 1995, гонял на ZFT ремастере 2012 года, в котором, согласно It’s 2012: The Hot Poop on the New Zappa Reissues: No more reverb or exaggerated treble, но звучит он не сильно по-другому. Во всяком случае, все ништяки вроде: вступления The Grand Wazoo, фонящий синтезатор в Eat This Question (удивительный факт, что не вся аппаратура его корректно воспроизводит) и… клавишный переход, бешенные дудки ныряющие в хотратовский синтезатор и пам-пампам-парам-пам-парам-пам-пам на Cletus Awreetus-Awrightus — просто обожаю этот момент.


    Frank Zappa — Cletus Awreetus-Awrightus — The Grand Wazoo (1973)

  2. Pink Floyd The Final Cut

    — «правильный» релиз(EMI «Discovery Edition»). То, что это одна из самых насыщенных ньюансами и выдающаяся запись в мировой музыке вообще — никто оспаривать не будет. Нопфлер курит в сторонке.


Pink Floyd — Get Your Filthy Hands Off My Desert — The Final Cut (1983)

также под рукой для ньюансов и фана:

  • Lana Del Rey Live at Concert Prive

    Бутлежная запись с микшерского пульта, с явным акцентом на главный микрофон вокалистки. Запись удачно ловит ньюансы «приземлённого», местами почти любительского исполнения, на мягком фоне минимал хип-хоп бэкграунда, придающее особое очарование этой работе.


    Lana Del Rey — Radio (Live at Concert Privé)

  • Nick Cave and the Bad Seeds Live at KCRW

    Старина Ник собаку съел на мощном звуке и с возрастом он становится у него всё мощнее, запись схватила агрессию живого выступления твёрдой волосатой лапой под самое нутро.
    Наверное правильней слушать её на супер-модном виниле под который всё похоже и затевалось, но пока только сухая, но не менее вкусная, цифра.


    Nick Cave & The Bad Seeds — Stranger Than Kindness (Live From KCRW)

    Поставил и… ужаснулся, звук — говно. Особенно сложнейшая первая запись.

    Начал анализировать ситуацию в поисках причин:
    1) пустая комната страшно фонит, особенно добивает эхо по нижней середине
    2) техника не прогрета
    3) «плавающий» пол демпфирует весь бас

    Не отчаиваемся и принимаем меры:

    1. Заглушаем комнату (в идеале размещать оборудование надо в специально подготовленном помещении, но уверен, что у большинства из нас нет возможности выделить под эти цели отдельное помещение больших размеров и делать там специфический и дорогой ремонт, так что придётся искать компромиссы)

    • устанавливаем басовые ловушки в углы комнаты
    • Именно углы основная причина стоячих волн. Идея в том, чтобы срезать прямой угол комнаты и заглушить его.

    • кладём ковёр на пол
    • Желательно с длинным ворсом, но тут многое зависит от вашего полового покрытия. Иногда ковёр не требуется.

    • вешаем плотные шторы со складочками на оконную стену
    • Если в магазинах ничего подобного нет, то можно сшить самому. Главное никаких жалюзи.

    • на стены вешаем звуковые поглотители
    • Мне очень понравилось DIY решение, предложенное на acousticsfreq.com Берём кусок звукопоглощающей плиты, обтягиваем тканью с принтом или, если под силу, рисуем принт сами. Получается как картина на стене и выполняет требуемую функцию — дешево и сердито. Как сделать, в деталях.

    acoustic_materials

    Если по средствам и можете встроить в интерьер, то можно не заниматься хернёй и сразу купить специальные панели и звуковые ловушки.

    NB. Правильный подход, но жена вас за такое убъёт.

    2. Гоняем аппаратуру фоном всей описанной выше возни на небольшом, но достаточном уровне громкости.

    Часа через полтора-два(как раз после всех работ по звуковой подготовке) техника прогрелась и появились пропавшие частоты в области высоких. Не стоит игнорировать этот факт. Технике нужно прогреться. Не знаю тонкостей этого процесса, но «холодная» аппаратура звучит неполноценно(имейте это ввиду когда будете выбирать акустику из шорт-листа кандидатов на покупку в аудиосалоне).

    3. Тема подставок под АС требует отдельного рассмотрения. Пробуйте разные варианты. Например в моём случае, мне подошло решение, которое гробило звук в другом помещении.

    АС у меня весят 32 кг, фазинверторного типа. Стоят естественно на шипах. Пол — ламинат с звукоизоляцией. Пробовал разные подставки и установка шипами на тяжёлые керамические плиты дала наилучший результат. Восстановился пропавший бас. Ушла глухость. В целом улучшилась артикуляция по всем частотам нижнего диапазона.

    349839_russkie-audiofilyi

    Результат всех этих действий следующий:
    После того как ушло эхо, а акустика стала отыгрывать на свой потенциал, стало можно говорить о сцене и локализации. Прослушивание любимых записей стало дарить наслаждение и радость. А значит мы успешно завершили первый этап.

    —продолжение на следующей странице—

    Ещё интересное




    Комментарии:

    Один комментарий на «“Сборка и настройка домашней аудиосистемы. От стерео к мультиканалу.”»

    1. […] главе 2 статьи Сборка и настройка аудиосистемы… мы рассмотрели на чём правильно слушать и тестировать […]

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.