command-and-conquer-cd-cover

Рассвет тибериума

Бывало ли у вас, что какое-то музыкальное произведение меняло всю вашу жизнь?


Command & Conquer : Rain in the Night, arranged for full orchestra

Для меня этой записью стал C&C Tiberium Dawn soundtrack. Шедевральная работа в неизбитом тогде жанре industrial rock. В то время звуковое сопровождение в играх было скорее фоном, но в данном случае, представить серию Command & Conquer без звуковой дорожки просто немыслимо.

Frank Kelpacki

Писал её молодой парень Фрэнк Клепацкий (на тот момент Фрэнку шёл 21 год, а мне было 13), устраивавшийся на работу в Westwood studios в 17 лет на должность бета-тестера, а взятый композитором.

Помню мне не хватало мощности настольных колонок и я подключил к компу музыкальный центр. На тот момент, соединение компьютеров и бытовых устройств было чем-то на грани фантастики, а для школьников, для которых компьютер был в 90-е редкостью — чуть ли не прикосновением к божественному. Из своего 60-ватного комбика Сони я выжимал тогда всё что мог. Громкости постоянно нехватало.

Будь-то грувовая…


Frank Klepacki — Re-Con

расслабляющая и знойная, как африканская пустыня…


Command & Conquer OST — Depth Charge

оторванная, фанковая…


Command & Conquer OST — Demolition

и приходящая с бурей восторга


Command & Conquer OST — Mechanical Man (Target)

На продолжении — Red Alert, действие из вымышленной футуристической вселенной перенесли в «реальный» мир поражённый неизлечимым вирусом холодной войны. СССР против НАТО. Сейчас избитый, а тогда супер смелый ход, который сделал игру мега бестселлером, а композитора популярным. Звуковая дорожка была не менее хорошей, но до шедевра Tiberium Dawn не дотянула. Она представляет собой уже обычный техно-рок. Хотя на ней Френк существенно шагнул вперёд.

В 1996 году, на голосовании за лучший игровой саундтрэк, проводимым ведущими игровыми изданиями, Фрэнк «сделал» самого Трента Резнора!


Frank Klepacki — Games in Concert — Hells March 3 live (2008)

Впрочем Red Alert своей идеей настолько попал в точку, что саундтрэк к нему по-умолчанию стал культовым. О чём говорят эти видео, который регулярно появляются в нашем больном, недалеко ушедшем от вымышленной вселенной, мире.


«Soviet march» from «Command and Conquer: Red Alert 3» in the 1984 Army Parade.
(тот самый, про медведя)

Пропустившим этот шедевр я его настоятельно рекомендую, тем более, что сейчас он распространяется совершенно бесплатно, а геймплей ни на йоту не устарел.

В дальнейшем, обзаведясь приличной аппаратурой выяснилось, что дорожка довольно скверно записана. Студия Westwood тогда одной из первых отказалась от midi и перешла на потоковое аудио с полосой 22кГц. Трэки писались не на проф-оборудовании, а композитор работал с картами FM синтеза. Клепацкий использовал: ASR-10 sampler, Roland S760 sampler, Roland JD 990 synth module и электрогитару. Чтобы сделать трэки интереснее, ему постоянно приходилось придумывать всякие обходные пути пределов возможностей софта. Так например: смены инструментов, темпа, вступления партий, переходы из одной темы в другую — всё это делалось вручную. И ведь какой кач в этой записи!


Command & Conquer OST — Drill

Сейчас уже доступен полноценный саундтрэк всех классических серий в CD качестве. Работы Клепацкого не рассматриваются всерьёз в мире серьёзных индустриальных пацанов, и совершенно напрасно. Его трэки вполне сопоставимы с работами лучших из лучших в стиле, разве что Фрэнк не балуется нойзом. Сам он именует свой стиль Rocktronic, что наверное описывает его работы самым удачным способом.

До работ Клепацкого, саундтрек к компьютерным играм не считался чем-то самостоятельным и имеющим особую индивидуальную ценность. То ли дело сейчас. Иногда окупаемость игры идёт за счёт продаж саундтрэка(вспомним AirMech). Так что студию Westwood и Фрэнка можно считать пионерами в этой области.

В заключении предлагаю послушать самый хитовый трэк Фрэнка. «Адовый марш» — шедевр в стиле техно рока. Вещица была записана ещё во время работ над DLC Covert Operations. Фрэнк работал над идеей рок-песенки под звук стучащих на марше ботинок и быстро закончил её в один день после того, как придумал гитарный рифф. Она задумывалась как одна из новых тем Brotherhood of Nod, но когда её услышал руководитель студии Бретт Сперри, он тут же отложил её для использования в грядущем сиквеле Red Alert.


Frank Klepacki — Hell March

Ещё интересное