mothers3

Анти-битлз

Этот альбом словно зловещий брат Сержанта Пепера. Его название «Мы здесь только из-за денег» сейчас вызывает лишь лёгкую усмешку, но тогда это была пощёчина всему идеалистическому миру 60-х.

mothers

Эта издевательская обложка, тексты, да всё до последней ноты — язвительный комментарий к эпохе 67-68, в котором контр-культуре тоже достаётся, и даже поболее, чем привычному лицемерию, материализму и жестокости мэйнстрим эстеблишмента. Даже надпись на обложке выполнена в виде овощей, что остроумно, если вспомнить, что в цитируемом оригинале Битлз были использованы цветы.

Альбом выполнен в виде коллажа коротких, иногда совершенно несерьёзно звучащих фрагментов и начитанного текста, сдобренного кучей эффектов вроде бегающей поперёк дорожек пластинки иглы, придающих этому аудио-коктейлю сюрреалистический эффект.

cal

Фрагментарность произведения объясняется финансовой неосуществимостью изначальной идеи автора — задуманный фильм Uncle Meat(который всё же выйдет в конце 80-х) вылился в серию релизов под рабочим названием «Отсутствие коммерческого потенциала». В серию входят: We’re Only in It for the Money, Lumpy Gravy — переработанная версия сольника Заппы, пятидесятнический Cruising with Ruben & the Jets и звуковая дорожка к фильму Uncle Meat, — абсолютно разные, не имеющие практически ничего общего части, которые по заявлению автора:

Это всё один альбом. Все составляющие в этих альбомах тесно взаимосвязаны, даже если бы я сделал новую нарезку, соединив части в другом порядке — это всё равно было бы цельным произведением. Я мог бы создать хоть 20 различных версий без потери смысла. Материал концептуально един.

Первая часть серии — We’re Only in It for the Money, содержит рок музыку, ду-воп, сёрф, экспериментальную музыку, spoken-word и оркестровый материал, оставшийся после сессий предыдущего диска Lumpy Gravy — сольного инструментального альбома Фрэнка с оркестром, чей мастеринг шёл параллельно.

Чем меня всегда потрясала эта работа и в чём для меня её главное достижение — это технологии записи, монтажа и электроакустической музыки, с которыми смело экспериментировал Фрэнк. Работа определённо опередила время минимум на 20 лет, к тому, что делал Фрэнк на этом альбоме, индустрия подойдёт лишь к концу 80-х. И даже по нынешним стандартам, это уникальная по сложности исполнения запись.

zappa 67

Некоторые ругают диск за то, что он представляет собой «абстрактные звуковые коллажи, выдаваемые за музыкальные произведения». Тут, думаю, дело в формате и в погоне за инновациями. На We’re Only in It for the Money с фрагментацией Заппа малость переборщил, эти неожиданные прыжки заставят вас сожалеть об отсутствии угарного джема-развития и после сотни прослушиваний. Что касается содержания, то недостаточно эрудированному слушателю, не знакомому с той эпохой, многие вещи будут непонятны. (Поднимите руки те, кто знает что такое «Манзанар»… если не знаете, то смысл и особое очарование Concentration Moon от вас ускользнёт. И так далее.) Очень удивительно видеть этот диск в числе «работ-стартеров» Фрэнка Заппы, ведь оценят его скорей «продвинутые» слушатели. В выборе мишеней своей сатиры Фрэнк редко был столь конкретен и… столь же пессимистичен.

ray

Интересный факт, что к моменту записи этого материала, главный вокалист Рей Коллинз окончательно возненавидел тексты Фрэнка и даже покинул группу(лишь впоследствии вернулся для записи идеологически верного doo-wop альбома Crusin With The Ruben And The Jets), пальму вокального первенства захватили другие участники команды, что, вместе с включением в состав группы первого участника с классическим музыкальным образованием — Йена Андервуда, вывело творчество матерей на следующий уровень.

zappa67

В чём же величие альбома — в правдивости деталей, глубине и контексте!

Стеб начинается буквально с первых секунд когда обдолбанный Эрик Клептон спрашивает у своей подружки «торкнуло» ли её?, но кажется она вообще не понимает о чём её спрашивают, так как не употребляла наркотики. А спародированный дурным воем гитарный отрывок аля-вудсток — плевок в душу всем запилам гитаристов, балующихся веществами.

Не обошлось и без самоиронии: «некондиционного» Клэптона сменяет заговорщицкий шёпот звукоинженера, который мечтает стереть все эти дурные записи на свете и особенно каталог Фрэнка Заппы. Шёпотом, потому что знает о присутствии Фрэнка Заппы в контрольной комнате студии.

zappa_68

Это интро задаёт тон всему альбому: всё что будет происходить дальше на записи будет происходить со слов наблюдателя, находящегося в ясном сознании. Взгляд чистого разума на хипповскую психоделику шестидесятых.

Второй трэк — кристаллизированное описание «Лета Любви» 1967 года. Лета, когда хиппи со всей страны ездили в свою главную мекку — Сан Франциско, чтобы принять участие в жизни коммуны, музицировании, предаться свободной любви, наркотикам и другой контр-культурной деятельности. Как это на самом деле выглядело — в тексте песни Who Needs The Peace Corps? безо всяких скидок.
Кстати строчка «I’ll go to Frisco, buy a wig, and sleep on Owsley’s floor» про известного «варщика» LSD Оусли Стенли, который финансово держал на плаву группу Grateful Dead.


Frank Zappa — Concentration Moon, Live June 18, 1970 Uddel, Netherlands

Concentration Moon вызывает ироническую улыбку своей игров слов в названии. Слушатели censor-free версии альбома найдут здесь тот самый знаменитейший вырезанный цензурой фрагмент со словами Гари Келгрена, в котором звукоинженер жалуется, что ему предстоит записывать группу Велвет Андерграунд, «такую же говённую, как и коллектив Фрэнка Заппы».

mothers-paris-1968

Улыбку на лице стирает мрачная Mom and Dad, повествующая об эмоциональной пропасти между родителями и детьми, оборачивающейся трагедией. Вещица оказалась пророческой — через три года описанные события сбудутся.

wife

Памела Зарубика(известная по роли Сюзи Кримчиз) приехала в Нью-Йорк, по просьбе Фрэнка Заппы, который попросил её присмотреть за своей женой на последних стадиях беременности, так как сам собирался в тур по Европе. Из Лос-Анжелеса ей позвонила её подруга(Вики) и рассказала, что её отец ищет её и даже подключил к поискам агентов ФБР, которые, в свойственной им беспардонной манере, угрожали ей арестом за сокрытие информации. 45-ти секундный отрывок этого разговора, записанный заинтересовавшимся беседой Фрэнком, вошёл в альбом под названием Telephone Conversation.

Bow Tie Daddy. Взрослые обвиняют своих детей в употреблении наркотиков, в то время как сами напиваются до поросячего визга. Сказать «напейся и поезжай домой на своём линкольне» равнозначно пожеланию «иди и убей себя».


Frank Zappa — Mom & Dad, Live June 18, 1970 Uddel, Netherlands

Harry, You’re a Beast — очередная уловка с целью сокрыть позитивно звучащим музыкальным мотивом чудовищную сцену, в данном случае изнасилование по пьянке.

Самая отвратительная вещь в твоём теле — это твоё сознание. Невозможно сказать точнее. Фрэнк снова напоминает нам, что превращение в «торчка» — процесс добровольный.

zappa-pamela-zarubica

Минорную тему закрывает великолепная реприза Mom and Dad — инструментал, с которой начинается Absolutely Free — сильнейшая вещь на альбоме. Намеренно бессмысленные психоделические стихи карикатурных видений от галлюциногенов. Как говорил о действии ЛСД Капитан Бифхарт: «Я могу нарисовать лучше!». Flower Power sucks!
Название «Absolutely Free» тоже несёт в себе потаённый смысл: не за деньги — это не всегда бесплатно. Идейных «детей цветов» не упускали случая активно поэксплуатировать магнаты шоу-бизнеса в своих весьма коммерческих целях. Восклик Памелы «Я больше не буду трахаться для твоей рекламы!» там вовсе не случаен. Кстати если верить её автобиографической книжке, то якобы Фрэнк «подложил» её Тому Уилсону чтобы «смазать» получение контракта.


Frank Zappa — Absolutely Free

Мелодичные распевы в комбинации с манипуляциями с записью сменяет задорная идёвка над гитарными хиппи-гимнами Hey Joe и Wild Thing. И уже знакомый голос инженера, который насмехается над работой продюссеров, которые считают, что создают шедевры просто крутя ручки на режиссёрском пульте. В доказательство этих слов — куплет из Mother People пущенный задом наперёд.

Вторая сторона и снова открывает Эрик Клэптон. Занюхивающий кокаин и узревший бога. В конце наступает блаженство(бэнд наигрывает вступление к «Небесам»). Nuff said.

Справка от «людей опытных»: «Давай сделаем воду чёрной» означает выкурить такое количество марихуаны, чтобы вода в ёмкости окрасилась гарью в чёрный цвет. Тончайшие детали наркобыта присутствующие в тексте поставили в тупик даже цензоров. Они поняли, что текст не совсем «хороший», но так и не поняли в чём именно. Фрэнк утверждает, что история на 100% реальная, рассказанная самими действующими лицами. Они прокурили свою молодость и их жизнь сложилась не так, как они всегда хотели. Это вокальная версия одного из самых популярных мотивов Заппы, который будет появляться и усовершенствоваться в последующих его работах.


Frank Zappa & The Mothers — Let’s Make The Water Turn Black, live @ 1968 October 06, The Beat Club

При прослушивании вы заметите, что если первая сторона лонгплея уделена сатире, то на оборотке бал правят мелодии — одни из сильнейших в портфолио Заппы. И вновь Гари Келгрен недовольно шепчет: «Теперь в моём каталоге уже две записи в чартах, которые не принесли мне никаких денег. Только славу и почёт. А также завал работы о которой я не хотел бы распространяться…» — и тут начинается ударная рок-сьюита: Lonely Little Girl — издёвка над музыкой групп Сан-Франциско, которые «так и не сдержали своих обещаний», Take Your Clothes When You Dance — переработка старой сёрф-композиции I’m So Happy I Could Cry 1965 года, и наконец Mother people с великолепным оркестровым пассажем в конце.


Frank Zappa: Dog Breath + Mother People, live 15-12-1970 @ Gaumont Palace, Paris

Казалось бы на этом альбом можно было бы завершить. Но нет.

Наверное, единственной музыкальной, а не культурной пародией на Битлз является заключающая The Chrome Plated Megaphone Of Destiny. Как все знают, Sgt. Pepper заканчивался A Day In The Life, с нотками диссонирующего оркестрового крещендо, «отпускающего» в правильный момент и сменяющееся клавишным аккордом, растворяющимся в пространстве. Спародировать этот момент призвана авангардная атональная пьеса, которая, согласно инструкциям в буклете, рекомендуется к прослушиванию после прочтения «В исправительной колонии» Франца Кафки. Альбом завершается зажатой клавишей на фортепьяно с длиннющим фейд-аутом, пропущенным через безжалостные дисторшен фильтры — настоящее испытание для случайно заблудшего слушателя.


Sting — The Idiot Bastard Son (Live Frank Zappa Cover)

Ну вот и завершился художественный ответ Битлз, как отдающий им честь, так и насмехающийся над ними. Наиболее точно, за исключением, пожалуй, Дилана, отражающий момент эмоционального срыва общества в конце 60-х. Встречающий беспощадной сатирой и провожающий музыкальным богатством композиций.

PS Пару слов о сраче, неизменно поднимающимся в рецензиях и комментариях, по поводу различных версий этого альбома. Со слов самого Фрэнка, когда он приступил к ремастерингу альбома для CD (для этого пришлось дождаться «смерти» оригинального лейбла MGM) он обнаружил, что из-за ненадлежащего хранения мастер-ленты деградировали настолько, что некоторые дорожки (в основном ударные и бас) оказались непригодны для использования. Для первых CD версий ему пришлось перезаписать эти части и перемекшировать некоторые урезанные цензурой фрагменты. Люди, привыкшие к звучанию винила, это не оценили, так как современные дорожки диссонировали с несовершенным, но «родным» звуком 60-х годов. Дух записи, который, в том числе, держался на ряде инструментов сыгранных «off-key» оказался утерян. В дальнейшем Фрэнк признает, что решение о перезаписи было принято не сколько из практических соображений, сколько из-за его недовольства несовершенным звуком 60-х и качеством исполнения, и исправит этот недочёт. Так что за новые релизы переживать не стоит. С другой стороны, этот злосчастный ремикс продержался в печати 10 лет и многие начали знакомство с материалом именно с ним(к ним принадлежит и ваш покорный слуга) и никто никаких проблем с прослушиванием «цифровой» версии не испытывал.

lumpy

Исследователи могут найти релиз 2009 года The Lumpy Money Project/Object, в котором собраны все версии, а также ранее неизданный сопуствующий материал, послушать и составить собственное мнение.

Ещё интересное