4′33″
John Cage «4’33»
Многие считают, что успех самой известной «композиции из ничего» сложился благодаря пиару и маркетингу. Это не так. Хотя, как признавался сам Кейдж, идея не была бы понята западным обществом, поэтому перфоманс был официально выпущен звукозаписывающей компанией. Длительность 4-33 не случайна — это стандартный формат радиосингла. Но всё это не главное, перед нами эталонный продукт основной волны современного искусства 50х(автоматицизм) — эксперименты в поиске истинной сути искусства: что будет если убрать композитора и слушателя?
В 1951 году Кедж, ранее уже использовавший куски тишины, как структурную часть, в своих работах посетил специальную безэховую комнату в Гарвардском университете ожидая услышать абсолютную тишину, но неуспешно. В своих воспоминаниях он пишет, что расслышал там 2 звука — высокий и низкий. Когда он обратился с вопросом об этом к сотрудникам университета, ему объяснили, что высокий — это «звук» его работающей нервной системы, а низкий — циркуляция крови. Невозможность абсолютной тишины и привела его к идее 4′33″.
Есть мнение, что cоздавая 4′33″, Кейдж не до конца понимал, что он делает. Иначе он не стал бы делить пьесу на части. Деление ничего не прибавляет к смыслу, но напротив, его размывает и разбавляет. На самом деле никакого внутреннего деления быть не должно, должен быть просто цельный кусок тишины. Многие знакомы с 4′33″, но очень немногие знают, что там три части (0:30 + 2:23 + 1:40).
Вещицу несколько раз перезаписывали. Самые известные: кавер версия Фрэнка Заппы как часть A Chance Operation: The John Cage Tribute, (Koch label, 1993) и выступление Джеймса Тенни в 2002 году в Rudolf Schindler’s historic Kings Road House на 50-летний юбилей произведения.