Сборка и настройка домашней аудиосистемы. От стерео к мультиканалу.


Часть вторая. Трифоник.

triphonic_girl

Следующим шагом будет установка транспорта(и подбор межблочных кабелей) так как теперь можно говорить о ньюансах. Говорить о тонкостях, если вы не выполнили первый шаг — не уместно.

Итак, время подключить нормальный транспорт. У меня гибридный CD/DVD/SACD проигрыватель, где всё стерео идёт по аналоговым межблочным кабелям cobra 3 (не хватало звона высоких и артикулированного баса), а многоканальное аудио идёт по проприетарному цифровому denon link (Визуально он напоминает обычный UTP-6, так что наёбывает с ним клиентов Denon или нет, вопрос открытый — я не пробовал подключать обычный шнурок чтобы не портить карму.)

music

Включаем и наслаждаемся! На самом деле здесь можно остановится, в том, что всё остальное от лукавого, есть своя суровая правда.

Но что делать с электронщиной и прочей «искусственной» музыкой? Правильно, нам нужен саб.

Вообще, если вы слушаете рочок, то саб вам как правило ни к чему…
Ну за исключением, пожалуй, Black Sabbath.


Black Sabbath — live 1970

Саб. Саббуфер(subwoofer) — это специальная акустика заточенная на воспроизведение низких и инфра-низких частот. У меня используется активный Paradigm PS-1200. Можно было взять родной Canton-овский из той же серии, но он недостаточно басовит и музыкален. Фирма позиционирует его как решение для домашнего кинотеатра, а мне нужно было для музыки.

Какие можно дать рекомендации по покупке саббуфера? Во-первых, брать активный — его проще настраивать и им управлять. Во-вторых, сабы фазинверторного типа — мощнее и шире по диапазону.

NB. Формула сабвуфера — чем больше площадь, а соответственно и размер диффузора, тем мощнее и органичнее бас.

Условно, процесс помещения саба в систему можно разделить на два этапа:

  1. Подключение саба и микширование сигнала на его вход с входных стерео-каналов
  2. Размещение саба и его настройка

Очень подробно и правильно процесс настройки изложен в этом видео(на английском языке, но всё понятно):


Subwoofer Setup & Optimization — MartinLogan

Я остановлюсь лишь на опорных моментах для активного саба.

1. Подключение саббуфера

Для подключения используется толстый(!) коаксиальный кабель. Один конец втыкаем в sw out (он же subwoofer/LFE pre out) другой — в промаркированный mono вход на сабе.
В случае отсутствия отдельного выхода — заводим стерео сигнал с предусиленных стерео-разъёмов и подключаем их к стерео-входам саббуфера уже двумя кабелями.

lada-priora-hjetchbek-ili-kak-zakaljalsja-style_1_1

Возможно также подключение саба через акустические клеммы (тут всё так-же, как и при установке саба в заниженную приору).

2. Настройка саббуфера

Если ваш рессивер или усилитель поддерживает саб, то в его меню нужно найти режим настройки саббуфера, «увидеть»(включить) саббуфер в системе.

В случае режима домашнего кинотеатра 5(7,9).1, настройка каждого канала идёт отдельным пунктом и проблем не вызывает — вы просто выбираете положение вкл(размер)/выкл по каждому аудио-каналу. А вот если у вас стоит стерео или direct режим(как в моём случае), то в нём за включение саббуфера будет отвечать отдельный подпункт в меню, отвечающем за настройку режима stereo/direct — не самый очевидный момент!

Затем выбираем в рессивере режим смешения канала саббуфера. Возможны следующие варианты(в вашей модели они могут называться по-другому):

  • LFE
  • на саб идёт только отдельный канал спец-эффектов с X.1 записи и, в случае его отсутствия, ресивер сам мешает сигнал со стерео по-умолчанию(тут играет роль выбранный размера стерео пары: large или small)

  • LFE + main
  • к отдельному каналу примешиваем сигнал со стерео пары по вручную установленной частоте среза, обычно это 120Гц для полочников и 90Гц для напольников.

  • LFE + main advanced
  • то же самое, что и предыдущий пункт, но здесь мы дополнительно фильтруем полосу снизу для фронтальной акустики, чтобы разгрузить её от нижнего диапазона. Наверное это полезно для полочников и гавённой китайской пластмассовой акустики.

На активном саббуфере тоже есть входной кроссовер. Так что смысл установки смешения каналов на рессивере — установить частоту среза, в зависимости от возможностей вашей фронтальной акустики. Это индивидуально и зависит как от самих АС так и того, как они играют в вашем помещении. У меня наилучшие результаты получились в режиме «LFE + main» и crossover frequency (частоте разделения) = 150 Гц.

3. Размещение саббуфера

В силу того, что низкие частоты не локализуются, а идеальное место саббуфера — когда его вообще не слышно, у вас довольно широкий диапазон его расположения(не считая мешающей мебели конечно). Верны и общие правила расстановки акустических систем — никаких углов и не вплотную к стенам. Но если саб совсем маломощный, то можно попробовать и «запрещённый» вариант размещения.
В случае стеснённых условий, можно поставить по классической схеме — чуть впереди и правее центрального канала и потом выравнять его звук эквализацией).

Эксперты рекомендуют(как хорошо показано на видео) установить саб в кресло слушателя, поставить тестовый сигнал на воспроизведение и поползать по комнате с целью определения места, где его сигнал максимален — это и будет оптимальное место для размещения саба.

Определившись с местом и поместив туда саббуфер, можно включить тестовую запись на трифонике и приготовится к тонкой настройке.

medvedev

Обычно у вас три ручки управления на задней панели саббуфера.

1. Громкость (Subwoofer level)
тут всё понятно, громкость саба регулируется именно ей, отдельно от всей системы. Звук саба в музыкальном поле ни в коем случае не должен быть навязчив и ярок. Он скорее незаметно дополняет общую картину, подвывая и ударяя в нужный момент.

NB если вы не слышите саб, то это не значит, что его не слышат соседи. Поимейте этот факт ввиду.

2. Частота среза (subwoofer cut-off frequency)

В идеале она должна совпадать с выставленной на рессивере. Но поскольку подстроить её универсально вряд-ли удастся, то можно сделать частоту среза на рессивере чуть выше и тонко подстраивать её, уже в зависимости от записи, на саббуфере.

3. Фазировка (subwoofer phase alignment)
Значение по-умолчанию = 0. Соответственно если выкрутить до максимума = 180, то не должно ничего изменится кроме упавшей громкости. Если поставить какую-нибудь запись с ударными и аккомпанементом, то возможно вы услышите запаздывание звуковой волны от саббуфера. В этом случае нужно подкрутить фазировку до совпадания саба со стерео парой. (Принцип работы как у блока ФАПЧ)

NB1 в приведённом видео говорится о том, что правильное положение ручки фазировки должно соответствовать максимальному уровню сигнала от саббуфера в точке прослушивания. Мне это кажется не совсем верным. Лучше пользуйтесь моей рекомендацией.

NB2 Если у вас всё тупо гудит, то положение ручки фазировки не будет иметь смысла. Кроме громкости гудения вы ничего не добьётесь. Рекомендуется вернутся к предыдущим шагам: расположения саббуфера в помещении, входному сигналу и, возможно, снизить уровень входного сигнала. Если вы в упор не слышите разницы(бывает у людей и такое), то лучше поставить её на 0.

Тут есть тонкость, подстроить саб под все случаи жизни будет невозможно, так как мастеринг может быть разным. Если на одном записи саб идеально впишется в звуковую картину, то на другой его будет мало или слишком много. Иногда он тупо не будет успевать, как бы вы не крутили фазировку. Универсальным, но не идеальным решением будет сделать небольшое перекрытие сабом нижнего предела акустических систем и держать выходной уровень саббуфера в районе 40%

Поставили, время погонять правильное музло. Слушать, помимо саббата будем новьё и э-лэ-ктронику.

  1. Front Line Assembly Echoes

    Вполне подойдёт новейший релиз известных профессионалов электронной сцены. В отличие от многих новомодных электронщиков, работы FLA всегда радуют глубиной микса и там действительно есть что послушать вдумчивому аудиофилу. Особенное внимание обращаю на совершенно шикарный басовый грув, который можно найти на ремиксе от Риса Фалбера. В нём работа саба в вашей системе должна быть сравнима с хлёсткими ударами по яйцам.


    Front Line Assembly — Killing Grounds / Rhys Fulber remix (2014)

  2. Orphx The Sonic Groove Releases Pt. 1

    Также хочу порекомендовать сборник лучших вещей канадского дуэта Orphx, которые находятся где-то на стыке транса, техно и пост-индастриала. Эта та запись, которую нужно слушать только на акустике с отличными басовыми показателями. Вкуснейший продакшен.


    Orphx — Stillpoint — Sonic Groove (2010)

  3. Black Sabbath Paranoid

    Задача достойно проявить себя саббуферу на рок-музыке не тривиальна, обычно всё заканчивается лишь удручающим бубнежом. Сильно выручает Black Sabbath и в особенности их второй диск Paranoid. Много баса и много воздуха.


    Black Sabbath — Fairies Wears Boots (1970)

Расширив стереопанораму гулким ящичком, вы поймёте, что в наше непростое время искусственной женщинымузыки, без саба совсем грустно.

—продолжение на следующей странице—

Ещё интересное